Малое и полное омовение, таяммум

Омовение (Тахарат)

 

«О вы, которые уверовали! Когда встаете на намаз, то мойте ваши лица и руки с локтями, и обтирайте [нанесите масх на] свои головы и [вымойте] свои ноги с щиколотками» (сура «Маида», аят 6).

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) наставлял свою умму так:

«Соблюдайте чистоту насколько у вас хватит сил, ибо Всевышний Аллах основал религию Ислам на чистоте. В рай войдут тоже только очищенные».

 

Словарное значение слова тахарат — «чистота» и «опрятность». В шариате тахарат является неотъемлемой составляющей таких действий, как омовение, гусл, таяммум (очищение песком), необходимых для совершения намаза. В русском языке в значении «омовение» часто употребляется и арабское слово вуду — «омыться». Чистота — это один из прекрасных качеств, которых требует природа человека. Ислам призывает людей к чистоте и восхваляет тех, кто содержит себя в чистоте.

Передается от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах):

«Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал:

Когда мусульманин или верующий раб (мумин) совершает омовение и моет свое лицо, с водой или последней каплей воды с его лица смываются все его ошибки (прегрешения), которые он совершил глазами. Когда же моет руки, с водой или последней каплей воды смываются с его рук все его грехи, которые он совершил руками. Когда же моет ноги, с водой или последней каплей воды смываются с его ног все ошибки (прегрешения), которые он совершил ногами. Таким образом, он выходит очищенным от своих грехов».

Передали Муслим и Тирмизи.

ПОРЯДОК СОВЕРШЕНИЯ МАЛОГО ОМОВЕНИЯ

 

  1. Засучить рукава до локтя, снять носки, засучить брюки, а затем произносить намерение: «Я намереваюсь сделать малое омовение ради довольства Всевышнего Аллаха» и «Агузу билляхи минаш шайтанираджим, Бисмиллахир-рахманир-рахим!
  2. Трижды помыть руки до запястий включительно, не забывая промыть между пальцами. При наличии кольца, их следует двигать, постараясь, чтобы кожа под ними оказалась промыта.
  3. Прополоскать рот и нос. Сначала трижды прополоскать рот, набирая воду правой рукой каждый раз следует тщательно прополоскать рот. Затем трижды промыть нос, набирая воду правой рукой и высмаркиваясь с помощью левой.
  4. Трижды помыть лицо от корней волос на голове до подбородка включительно, от одной ушной мочки до другой.
  5. Помыть руки. Сначала трижды мыть правую руку включая локтя. Вода должна обтекать по всей открытой части руки. Затем трижды помыть левую руку включая локтя. При этом не следут расточительствовать воду.
  6. Масх на голову. Следует протирать влажной правой рукой голову. Промыть уши большим и указательным пальцем: уши должны быть вымыты как внутри, так и за ушной раковиной, а тыльной частью рук протереть шею.
  7.  Помыть ноги. Трижды вымыть ступни ног до щиколоток включительно, при этом не забывая промыть между пальцами. Мизинцем левой руки с нижней стороны проводят между пальцами ног справа налево. Затем точно так же левой рукой трижды помыть левую ногу включая щиколоток.

«Шейх Мухаммад ас-Сакаф является потомком Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, и шейхом Ахлю Сунна уаль Джамаа. Инша Аллах, его лекции будут полезными для каждого мусульманина и мусульманки» (Духовное Управление Мусульман Казахстана, образовательный портал minbar.kz)

Обязательные действия полного омовения 

В Ханафитском мазхабе существуют три обязательных действия:

  1. Полоскание рта. Подать правой рукой воды в рот и тщательно прополоснуть полость рта и гортань.
  2. Полоскание носа. Подать правой рукой воду в нос и вдохнуть так, чтобы вода достигла носоглотки, и очистить нос при помощи левой руки.
  3. Мытье всего тела. Промыть все тело так, чтобы не осталось сухого места даже с кончик иглы.

 

Суннаты полного омовения

  1. Мытье кистей рук.
  2. Мытье ауратов.
  3. Удаление наджисов.
  4. Сначала до полного омовения взять малое омовениие, при мытья лица произнести намерение на полное омовение.
  5. Помыть каждый участок тела по 3 раза.
    6. После мытья всего тела помыть ноги.

 

 

Полное омовение (гусул)

Полное обязательное омовение – это ритуальное купание.

Его следует совершать:

  1. Мужчинам и женщинам после полового акта, даже если он не был завершён.
  2. Мужчинам и женщинам после оргазма, независимо от того, где, как и при каких обстоятельствах это произошло.
  3. Женщинам после очищения от менструации.
  4. Женщинам после очищения от послеродовых или послевыкидышных выделений.
  5. Также необходимо полностью обмывать тело покойного.

Без обязательного полного омовения тела после его нарушения по изложенным выше причинам запрещено (харам): совершать намаз, прикасаться к Корану и носить его, читать что-либо из Корана (по книге или наизусть), совершать таваф (семикратный обход Каабы) и находиться внутри мечети.

Женщинам при менструации, послеродовых и послевыкидышных выделениях всё это запрещено с момента начала этих выделений. Кроме того, при менструации, послеродовых и послевыкидышных выделениях женщинам запрещено соблюдать пост. Но по прекращении выделений запрет на соблюдение поста снимается, даже если женщина ещё не искупалась.

Без обязательного полного омовения тела после его нарушения нежелательно кушать, пить что-либо, спать. Нежелательно также повторно вступать в близость с женой, не совершив предварительно малое омовение.

Для того чтобы полное омовение считалось действительным, необходимо, во-первых, сделать вначале омовения намерение мысленно (это фарз) и языком (это суннат), то есть необходимо иметь намерение совершить обязательное полное омовение: «Я намереваюсь совершить обязательное (фарз) полное омовение тела». При этом необходимо связать намерение с первой омываемой частью на теле купающегося. Во-вторых, вода должна омыть всё тело, не оставив ни малейшей точки (то есть вода должна обтекать всё тело, все его части, недостаточно просто намочить тело или отдельные его части). В частности, при купании должны быть омыты и волосы до корней, и места под ногтями, на теле не должно быть изолятора, который мешает соприкосновению воды с телом, например лака на ногтях. До начала ритуального купания с тела необходимо удалить нечистоты (наджаса). У женщин вода обязательно должна попадать в те места аврата, которые выявляются при сидении.

Таяммум (сухое омовение)

Ладони обеих рук прикладывают к земле и двигают ими взад-вперёд. Затем, отряхнув руки друг об друга, проводят ими по лицу (рисунок-1,2,3)

Омовение ТаяммумОмовение Таяммум 2 этап

Далее, как и в первый раз, касаются руками земли. Четырьмя пальцами левой руки проводят по тыльной стороне правой руки, начиная от кончиков пальцев и до локтя включительно (рисунок-4)

Потом всей ладонью левой руки проводят по внутренней стороне правой руки таким образом, чтобы большой палец левой руки касался большого пальца правой руки внутренней стороной, но не касаясь ладонями. Аналогичное действие повторяется и правой рукой (рисунок-5,6,7,8)

Омовение Таяммум 3 этап

Омовение Таяммум 3 этап

При таяммуме необходимо довести землю до всех мест на лице и руках. Если на пальце есть кольцо, то нужно его покрутить или снять на время совершения таяммума. Протирание необходимо совершать всей рукой.

Недостаточно совершать протирание тремя пальцами и меньше. Таяммум совершается касанием земли ладонями, желательно в одно и то же место.

Нужно удалить с кожи то, что препятствует протиранию (смола, воск, жир, масло и т.д.).

Таяммум можно делать тем, что подобно по виду земле, например: это не только сама земля, но и песок, камень, известь, горная соль.

Запрещено делать таяммум на земле, на которой был наджас (нечистоты), но со временем исчез его след.

Явления, при которых омовение нарушается

  1. Когда из тела течет кровь или гной.
  2. При рвоте полным ртом. Также омовение нарушается, если человека вырвало кровью и в его рвоте преобладает красный цвет. Если же цвет рвоты отдает желтизной, то омовение не нарушается.
  3. При отправлении естественных нужд, то есть выход из переднего и заднего проходов чего-либо, в том числе газов.
  4. При кровотечении десен.
  5. При потере сознания, лишения ума и опьянении;
  6. Смех при совершении намаза до такой степени, что его было слышно стоящему рядом человеку.
  7. В случаях, когда человек уснул на боку, то есть лежа.
  8. В случаях, когда человек уснул, опираясь на что либо, при условии, что если убрать опору, человек упадет.